Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Новые материалы опубликованы на портале «Память Церкви»

Новые материалы опубликованы на портале «Память Церкви»
Версия для печати
10 июля 2025 г. 16:20

Портал «Память Церкви» продолжает регулярно пополняться новыми материалами. В общей сложности на данный момент портал содержит более 200 воспоминаний свидетелей жизни Церкви в годы советской власти. В конце каждого интервью опубликованы уникальные фотоматериалы.

Среди новых материалов — воспоминания протоиерея Льва Махно, протоиерея Николая Горбатовского, протоиерея Максима Козлова, В.А. Пасенко, Е.Н. Отиновой.

Ректор Тульской православной классической гимназии, настоятель храмов Двенадцати апостолов, Покрова Пресвятой Богородицы г. Тулы и храма иконы Божией Матери «Иверская» в Лутовиново протоиерей Лев Махно рассказывает о детстве, проведенном в Тамбовской области, вспоминает обучение в Московской духовной академии в конце 1960-х — начале 1970-х годов и богослужебную жизнь в Тульской епархии среди представителей старого духовенства, прошедших ссылки и заключения: «Вырос я в городе Мичуринске, до семинарии учился там. В школах разговоров о религии вообще не существовало. Помню, как при медицинских осмотрах были определенные богоборческие моменты. Вспоминаю как медицинский осмотр был направлен на то, чтобы раздеть ребенка и посмотреть, есть ли на нем крестик. Это было в первом или во втором классе. И классный руководитель, если был очень большим борцом с религией, срывал его с ребенка. В классах были дровяные печки, тогда не было центрального отопления, а печка топилась в каждом классе дровами. Учительница бросала крестики при всех детях в печку. Когда подошла ко мне, я ей сказал: "Нет, я Вам не дам!" Помню этот случай».

Настоятель храма пророка Илии в Нижнем Новгороде протоиерей Николай Горбатовский возрастал с детства в кругу православных людей, не скрывавших свою церковность, подчас жертвуя карьерой. О них — друзьях семьи и наставниках родителей, священниках и мирянах, опытных духовниках — отец Николай рассказывает в своем интервью: «Отец мой очень любил общаться с другими людьми, но круг его знакомых, друзей был исключительно православный. У нас не было друзей неверующих или тех, кто именовал себя верующими, но из страха перед советской властью скрывал свою веру, не ходил в храм. Таких людей у нас практически не было. То есть знакомые были, но друзей таких не было. Мама — очень гостеприимный и трудолюбивый человек, она готова была в выходные дни, в праздники встретить у себя дома всех православных людей, которые были нашими знакомыми. И благодаря ей у нас часто собирались люди после Литургии в храме. Причем эти собрания были по 10-15 человек, а квартира у нас была однокомнатная, всего лишь метров 17 комната и маленькая, метров 6, кухня, все. Я был вторым ребенком в семье, потом появилась еще одна сестра, нас было трое детей, теща, родители. Мы жили в однокомнатной квартире до 1972 года. И вот даже на этой квартире родители не против были приглашать друзей, и именно у нас они все и собирались».

В числе прочих своими воспоминаниями о жизни Церкви в советское время поделился председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов. Священник рассказывает, в частности, об обстоятельствах своего прихода к вере в конце 1970-х годов и крещении в храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы, о церковной Москве того времени, в том числе о традициях церковного пения, о жизни Московской духовной академии конца 1980-х, ее профессорах и студентах: «Понятно, что шила в мешке не утаишь, и сначала о моем крещении и начале церковной жизни стало известно родителям, потом дедушке и бабушке. Им это знание далось непросто, и отношения в этот период, как, наверное, бывает во многих подобных ситуациях, должны были пройти этап решительного несогласия и даже определенных обид друг на друга. Родителям это виделось какой-то придурью или внешним влиянием, которое, как они надеялись, через какое-то время сойдет, а за это время важно было, чтобы я дров не наломал. И должно было пройти довольно много лет до того, как им стало понятно, что это не просто всерьез и надолго, а навсегда!»

Воспоминания регента Никольского Морского собора г. Херсона В.А. Пасенко касаются церковной жизни на Донбассе в 1970-е годы. Она рассказывает о детских годах в семье священника, о противостоянии советской власти в школе, вспоминает об обучении на регентском отделении Ленинградской духовной академии: «Учительница говорит: "Вот и у нас есть девочка, вы ее все знаете, поповская дочка, которая верит в эти сказки. Вера, встань". Я встала. Она спрашивает: "Ты же веришь в эти сказки? Носишь крестик?" На что я ответила: "Это не сказки, я верю в это". Она тогда сказала: "Вот верь дома. Носи крестик дома и верь дома. А в школу приходи, будь добра, без крестика". Дети замолчали, все тихо сидят и смотрят, конечно, все, даже мои друзья и подруги боялись заступиться, что-то сказать. Был у нас в классе мальчик на вид очень большой, крупный, все считали его второгодником, он сидел на последней парте, его звали Леня. Видимо, в силу своего воспитания он очень плохо относился ко мне, старался задеть, толкнуть, ударить. Когда на велосипеде катался, останавливался и бросал камни в нас с братом и сестрами. И учительница, видимо, это зная, говорит: "Леня, ты завтра на дверях стой в классе, проверишь: если Вера придет с крестиком — ты ее в класс на уроки не пускай"».

Жительница г. Краснокамска Пермской области Е.Н. Отинова также росла в верующей семье. Она делится историей своих предков, переживших в том числе раскулачивание, рассказывает о жизни родителей и борьбе мировоззрений, которое пришлось пережить в детстве: «Помню, что я когда пошла в 6-й класс, нам дали анкету прямо 1-го сентября, и первый вопрос был в листочке — верите ли Вы в Бога? А я же уже слышала эти разговоры, знала, как родителей песочили, как папу вызывали в органы. Ну я взяла, да и написала, что не верю, чтобы меня не песочили. Я подумала: "Ну я же просто для них так напишу. Я в душе-то знаю, что Господь Бог есть, я в Него верю". Написала, что не верю. И все, прямо со 2-го сентября я начала учиться на двойки. И я сразу смекнула, в чем дело. Я же была отличницей. Были четверки, но их мало было, в основном шла на отлично. И тут двойки. Вот выучу тему, я знаю ее, а в школе открыть рот не могу». 

Учебный комитет/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Москве прошли курсы повышения квалификации для ответственных за распространение Патриаршей программы изучения Библии в епархиях

Состоялось совещание по проведению Общецерковного конкурса иконописных работ, посвященного святителю Тихону, Патриарху Московскому, новомученикам и исповедникам Церкви Русской

На портале «Память Церкви» опубликованы воспоминания архиепископа Филарета (Карагодина)

В издательстве Санкт-Петербургской духовной академии вышел сборник А.Ю. Митрофанова «Византия между Востоком и Западом»

Вышел в свет новый номер научного журнала Общецерковной аспирантуры «Aspiratio. Журнал церковно-гуманитарных исследований»

Небесный покровитель Равенны [Статья]

Создано мобильное приложение для виртуальных экскурсий по Троице-Сергиевой лавре и Московской духовной академии

При участии Синодального отдела по благотворительности состоится обучение православных приемных родителей

Портал Милосердие.ru провел конференцию для некоммерческих организаций «Маршруты помощи»

В издательстве Санкт-Петербургской духовной академии вышел сборник А.Ю. Митрофанова «Византия между Востоком и Западом»

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялся круглый стол Барсовского общества «Церковное право и право государства: вместе или порознь?»