Богослужебные указания за 9 июня 2025 года
27. Понедельник Пятидесятницы. День Святого Духа[1]. Сплошная седмица[2].
Сщмч. Ферапо́нта, еп. Сарди́йского. Прав. Иоанна Русского, исповедника (служба может быть перенесена на вторник, 28 мая). Прп. Ферапо́нта Белоезе́рского, Можа́йского. Обре́тение мощей прп. Ни́ла Столобе́нского (службу зри 7 декабря). Прп. Ферапо́нта Мо́нзенского (службу зри 12 декабря).
Перенесение мощей свтт. Московских Киприа́на, Фо́тия и Ио́ны.
Служба совершается по Триоди.
Примечание. Полиелейная служба прав. Иоанна Русского, исповедника, может быть перенесена на вторник, 28 мая (ср.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»). Рядовая служба Минеи (сщмч. Ферапо́нта, еп. Сарди́йского) переносится на повечерие вторника Пятидесятницы (28 мая).
На малом повечерии поется канон Святому Духу (см. в Цветной Триоди).
На полунощнице по 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й; по 2-м – кондак праздника, глас 8-й. «Господи, помилуй» (12) и малый отпуст (заупокойная молитва «Помяни, Господи...» не произносится).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви...»[3].
Катавасия Пятидесятницы: «Боже́ственным покрове́н...».
По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й: «Всесвяты́й Дух...» (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа). «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)
Примечание. По традиции, к 9-й песни канона – припев: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника (см. в Триоди, на утрене Понедельника Святаго Духа), глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́...».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды).
Ектении, и отпуст праздника: «Иже в виде́нии огненных язык...».
На часах – тропарь и кондак праздника.
На Литургии антифоны изобразительны.
Блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.
Входный стих Пятидесятницы: «Вознеси́ся, Господи, си́лою Твое́ю, воспое́м и пое́м си́лы Твоя́»[4].
Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).
По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен[5], глас 6-й: «Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́...»; стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́...».
Апостол – Еф., зач. 229.
Аллилуиарий, глас 2-й: «Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й»; стих: «Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́...».
Евангелие – Мф., зач. 75[6].
Задостойник Пятидесятницы.
Причастен праздника: «Дух Твой Благи́й...».
Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык...».
Примечание. В седмицу Пятидесятницы «оставля́ются же и междоча́сия часо́в, и и́же в повече́риях пева́емый кано́н Пресвяты́я Богоро́дицы» (см.: Цветная Триодь, «В понедельник Святаго Духа», «зри»).
Примечание. В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.
1 В богослужебных книгах этот день имеет иное название: «Понеде́льник Свята́го Ду́ха».
2 В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет.
3 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских песней остается трудноисполнимым, допустимо к канону праздника петь припев: «Пресвята́я Тро́ице, Бо́же наш, сла́ва Тебе́» (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 651; Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 308).
4 «Прииди́те, поклони́мся...» не поется, кроме архиерейских богослужений.
5 В остальные дни попразднства Пятидесятницы прокимен и аллилуиарий – праздника (см. на Литургии в сам день праздника Пятидесятницы).
6 Начало «Матфеевых седмиц». «Матфеевы седмицы», то есть зачала из Евангелия от Матфея, начинаясь от Понедельника Святого Духа, читаются до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении (см., напр., статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596).