Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл на Валаам.
В состав делегации, сопровождающей в поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви, входят управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий, личный секретарь Его Святейшества епископ Раменский Алексий.
10 июля 2025 года Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии открытия памятника «Валаамский юнга», установленного рядом с мемориалом морякам Ладожской флотилии на берегу Монастырской бухты о. Валаам.
В церемонии также принимали участие: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий; игумен Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископ Троицкий Панкратий; личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла епископ Раменский Алексий; глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков; начальник Главного штаба Военно-морского флота РФ адмирал В.Л. Касатонов; начальник Нахимовского военно-морского училища в Санкт-Петербурге вице-адмирал А.Р. Максимчук; курсанты Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе и Нахимовского военно-морского училища г. Санкт-Петербурга.
Среди присутствующих были председатель Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного В.И. Якунин, генеральный директор АО «Борисфен» П.И. Каноненко, члены делегации Фонда Андрея Первозванного.
Богослужебные песнопения исполнил Праздничный хор Валаамского монастыря. Во время церемонии открытия памятника архидиакон возгласил: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, приснопамятным Валаамским юнгам, морякам и воинам Ладожской флотилии за веру и Отечество жизнь свою положившим, о них же поминовение творим ныне, и сотвори им Вечную память».
Под пение хором «Вечной памяти» Святейший Владыка и адмирал В.Л. Касатонов возложили цветы к подножию памятника.
Далее гостей церемонии приветствовал начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал В.Л. Касатонов: «Эти парни были мальчишками, такими же, как нахимовцы, которые стоят рядом с нами. По разным причинам они попали в школу юнг, или школу юнгов, как тогда ее называли, которая подвизалась вместе с боцманской школой Военно-морского флота и была открыта в 1940 году. Они первый бой приняли уже в июле [31 июля 1941 г. — прим.] на своем учебном судне с одним пулеметом в руках, но в этом бою они победили. А дальше судьба повела их на сухопутный фронт — Мельничный Ручей, Невская Дубровка, Невский пятачок. Они ходили в штыковые атаки. В бескозырках, как положено морякам, в тельняшках — побеждали, и благодаря им мы отстояли Ленинград. Мы победили благодаря таким людям, которые, не задумываясь о своем будущем, положили свои жизни на алтарь Отечества... И конечно, мы всегда будем их помнить!».
К собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл:
«Вот о чем хотел бы сказать несколько слов. Слово "подвиг" имеет тот же корень, что и слова "движение", "двигатель". Подвиг — настолько значительное достижение, что память о нем переходит из поколения в поколение. Но подвиг не может совершаться без внутреннего движения, связанного с внутренним состоянием человека. Ведь никакое образование, самое прекрасное, и даже никакое воспитание, когда человек знает, как правильно вилку и ложку держать, неспособны произвести внутри человека движение, результатом которого может быть смерть — но смерть во имя высшей идеи.
Вот почему Церковь всегда молится о воинах. Потому что ни одна профессия, ни один образ жизни не предполагает возможность смерти — только воинское служение. Это запечатлено во всех исторических повествованиях о наших воинах: когда бы они ни жили, каким бы оружием ни воевали, очень часто их борьба заканчивалась жертвенной смертью. И уважение к Вооруженным силам непременно связано с тем, что люди сознают: единственная профессия в мире, которая предполагает возможность смерти, — это профессия воина.
Поэтому подвиг требует от человека особого внутреннего состояния. Никакой дисциплиной невозможно поднять человека в атаку, заставить его идти в бой лицом к лицу со смертью — требуется внутренняя сила, внутреннее движение. Вот именно поэтому, еще раз хочу сказать, Церковь всегда относилась и относится с особым уважением к людям в военной форме, людям, давшим присягу. И так было всегда, при всех режимах: начиная с самых стародавних времен, включая царское время и даже эпоху атеизма в нашей стране, и тем более сейчас.
Хотел бы пожелать всем воинам, в лице тех, кто здесь присутствует, всегда помнить, что подвиг без внутреннего движения, без совершенствования духовных качеств и сил практически невозможен. Дай Бог, чтобы каждый, кто дает присягу, кто облачается в военную форму, сознавал, что вступает на особый путь служения Родине и людям. На путь, который может потребовать от него самой большой жертвы. А если так, то внутреннее, духовное воспитание военнослужащих является, на мой взгляд, очень важным условием их дальнейшего успеха как воинов и защитников Отечества. И помогай нам всем Господь в это время, тоже непростое для нашего Отечества, укрепляясь именно таким пониманием сути человеческого подвига, сохранять верность своей стране, верность воинской присяге, кого это касается, и служить благу народа нашего не за страх, а за совесть».
Также Святейший Владыка пообщался с нахимовцами и вручил каждому из них памятные иконки преподобных Сергия и Германа Валаамских с Патриаршим благословением.
***
В 1940 году согласно приказу наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова на Валаамском архипелаге, вошедшем по итогам Советско-финской войны в состав СССР, были организованы Учебная база высших военно-морских учебных заведений и школа боцманов Народного Комиссариата Рабоче-крестьянского Военно-морского флота.
Монахи Валаамского монастыря во время Советско-финской войны 1939-40 гг. были эвакуированы вглубь материковой Финляндии, где был основан Ново-Валаамский монастырь. Опустевшие монастырские здания перешли в ведение военных моряков. Школа боцманов была сформирована из двух рот курсантов 19-25 лет и разместилась в здании бывшей монастырской Зимней гостиницы. В монастырской трапезной были устроены камбуз и столовая, в соборе — клуб.
В августе 1940 года при школе боцманов была также организована экспериментальная, первая в истории СССР рота юнг. В нее набрали чуть более 100 юношей-добровольцев 15-17 лет, «мечтавших о море и о походах». Номера Зимней гостиницы превратились в кубрики и учебные классы. На трех этажах огромного здания готовились кадры младшего командного состава флота.
В июне 1941 года, по окончании учебного года, шхуны «Учеба» и «Практика» вывели курсантов и юнг на ладожские просторы для морских учений. Там и разыскал их катер с вестью о начале войны с фашистской Германией.
В августе 1941 года Финляндия вступила в войну на стороне Германии и финские войска после ожесточенных боев вышли к северному побережью Ладожского озера.
В сентябре 1941 года силы Ладожской флотилии осуществили передислокацию с Валаама под Ленинград воинов 168-й стрелковой дивизии, курсантов школы боцманов и роты юнг.
Часть курсантов школы боцманов продолжила обучение, чтобы потом пополнить экипажи судов Балтийского флота, часть влилась в штат Ладожской военной флотилии, которая с 1941 по 1944 год самоотверженно обеспечивала связь блокадного Ленинграда с большой землей. Часть вошла в состав 1-й роты 3-го батальона 4-й бригады морской пехоты. Из 100 валаамских юнг 51 юноша оказался среди легендарных морпехов.
С первых же дней блокады Ленинграда командование Красной Армии предпринимало отчаянные попытки ее прорыва. Для этого была проведена операция по форсированию Невы и созданию опорного плацдарма на ее левом, оккупированном немцами берегу, напротив пос. Невская Дубровка. Этот плацдарм вошел в историю Великой Отечественной войны как легендарный «Невский пятачок». Именно на «Невский пятачок» и были отправлены в сентябре 1941 года юнги и курсанты Валаамской школы боцманов, ставшие морпехами. Несмотря на то, что некоторым из них еще не было и 18 лет, в бою они проявили чудеса мужества и героизма, заслужив уважение среди бойцов и командиров других подразделений. Самые отважные участники боев на Невском плацдарме были представлены к высоким правительственным наградам.
К сожалению, в ходе наступательных операций по прорыву блокады Ленинграда в период с 25 сентября по 15 ноября 1941 года почти каждый второй юнга (21 из 51), сражавшихся на плацдарме, пал смертью храбрых. Как свидетельствует история боевого пути юнг Валаамской школы боцманов, запечатленная в наградных листах, днем их первого героического боя стало 26 сентября 1941 года. Поэтому в 2024 году (в канун 80-летия полного снятия блокады Ленинграда) в календарь памятных дат Ленинградской области был внесен день 26 сентября с формулировкой: «День памяти Валаамских юнг — героев битвы за Ленинград».
Вторая половина роты юнг была направлена в роту охраны военно-морских баз Ладожской военной флотилии в бухте Морье и в Новой Ладоге. 42 юнги за храбрость, мужество и героизм, проявленные в битве за Ленинград в 1941-1943 годах, были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
По благословению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия в 2025 году, когда отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, было реализовано решение увековечить память курсантов Валаамской школы боцманов, установив рядом с мемориалом морякам Ладожской флотилии на берегу Монастырской бухты памятник валаамским юнгам.
Скульптура «Валааамский юнга» выполнена из бронзы молодым талантливым петербургским скульптором Вадимом Несветовым (при финансовой поддержке Фонда Андрея Первозванного и АО «Борисфен»).
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси