Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Версия для печати
22 июля 2024 г. 12:22

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) относительно вступления в силу Федерального закона от 22.06.2024 № 150-ФЗ № 150-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"».

22 июня 2024 года Президентом РФ подписан Федеральный закон от 22.06.2024 № 150-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"», принятый по ходатайству Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Принятая законодательная поправка имеет большую значимость для Русской Православной Церкви, поскольку, как показывала практика, храмы и иная недвижимость религиозного назначения продолжали отчуждаться из государственной (муниципальной) собственности в собственность частных лиц и сторонних организаций, несмотря на вступление в силу 14.12.2010 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Согласно общему правилу, введенному новым законом, недействительными являются сделки приватизации государственного или муниципального имущества религиозного назначения, заключенные после вступления в силу Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», то есть не ранее 14.12.2010.

Иное правило установлено законодательством в отношении сделок приватизации культовых зданий, строений, сооружений (церквей, колоколен, часовен, костелов, кирх, мечетей, буддистских храмов, пагод, синагог, молельных домов), которые на момент приватизации находились в государственной или муниципальной собственности и относились к объектам культурного наследия религиозного назначения, а именно:

  • если приватизированы культовые объекты, относившиеся на момент приватизации к объектам культурного наследия регионального или федерального значения, то сделка приватизации будет считаться недействительной, если она заключена не ранее 29.06.2002, когда вступил в силу Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», закрепивший исключительное право религиозных организаций на получение в собственность таких объектов (ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 73-ФЗ);
  • если приватизированы культовые объекты, относившиеся на момент приватизации к объектам культурного наследия местного значения, то сделка приватизации будет считаться недействительной, если она заключена не ранее 26.11.1994, когда приватизация таких объектов была запрещена указом Президента РФ от 26.11.1994 № 2121.

При этом применение последствий недействительной сделки в виде двусторонней реституции, то есть возврата в государственную или муниципальную собственность незаконно приватизированных объектов возможно, по общему правилу, с учетом срока исковой давности, который для религиозной организации, как лица, не являющегося стороной сделки, составляет 3 года со дня, когда она узнала или должна была узнать о начале исполнения сделки (передаче объекта покупателю/его оплате), но во всяком случае не может превышать 10 лет со дня начала исполнения сделки (ст. 181 ГК РФ).

«Обратная сила» закона о недействительности сделок приватизации имущества религиозного назначения не распространяется на относящиеся к имуществу религиозного назначения жилые помещения, ранее приватизированные гражданами.

Новый закон вступил в силу 22 июня 2024 года.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла руководителям стран христианской традиции в дальнем зарубежье с праздником Пасхи [Патриарх : Приветствия и обращения]

Поздравление Президента В.В. Путина гражданам России с праздником Пасхи [Приветствия и обращения]

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Кубы Мигелю Диас-Канелю Бермудесу с 65-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла мэру Москвы С.С. Собянину с праздником Светлого Христова Воскресения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Могут ли быть перепрофилированы храмы, которые стали предметом долгосрочного договора аренды? Комментарий Правового управления [Документы]

В португальском Портимао освящен храм святого Даниила Жиронского

Монастырю преподобного Иова Почаевского Германской епархии Русской Зарубежной Церкви передали ключи от замка Зайфридсберг

Симбирской епархии возвращено историческое здание духовного училища

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с внесенным в Государственную Думу законопроектом о богослужениях на территории консульств [Документы]

В Москве под председательством управляющего делами Московской Патриархии состоялось заседание Комиссии по реализации Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах"» [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления к документу «О светской трудовой деятельности священнослужителей» [Документы]

Другие документы

Могут ли быть перепрофилированы храмы, которые стали предметом долгосрочного договора аренды? Комментарий Правового управления

Комментарий руководителя Правового управления по вопросу сроков размещения устава религиозной организации на информационном ресурсе Министерства юстиции РФ после ее регистрации

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»