Портал «Память Церкви» продолжает регулярно пополняться новыми материалами. В числе недавно опубликованных — интервью, поступившие из Сретенской духовной академии и Воронежской, Екатеринбургской, Екатеринодарской, Кузбасской, Оренбургской, Саранской, Таврической, Тульской и Хабаровской духовных семинарий.
В общей сложности на данный момент портал содержит более 180 воспоминаний свидетелей жизни Церкви в годы советской власти. В конце каждого интервью опубликованы уникальные фотоматериалы.
В числе новых публикаций на портале можно ознакомиться с интервью насельницы Апшеронского женского монастыря «Нерушимая Стена» монахини Елисаветы (Степаненко), рассказавшей о жизни своих благочестивых предков в Башкирии, о многолетнем служении на клиросе в Уфе и на Кубани, об архиереях и подвижниках благочестия, которых ей пришлось встретить на жизненном пути. «Раньше безбожники захватывали, закрывали церкви и там склады делали. В честь Николая Угодника был собор, и они в алтаре убрали престол, выкопали яму и сделали там туалет. Когда они приезжали, складывали там свои железки, оружие. Когда храм отдали, владыка пришёл, посмотрел и говорит: "Да… Тут надо мудрого батюшку". Ну чтобы определить, как восстановить алтарь, где был туалет. Он прислал моего брата, а брат говорит: "Владыка, это очень просто. Я сейчас подгоню машину, разломаем весь алтарь, погрузим кирпичи, экскаватором все выкопаем, выбросим землю, привезем новой земли, засыпем, привезём кирпич и построим. Вот и всё". Так он остался в этом храме настоятелем. Поэтому он и стал отцом Николаем. Раньше он был Григорий, а владыка ему сказал: "Ты такие дела провернул в Никольском храме, так что ты будешь отец Николай"», — рассказывает матушка Елизавета.
Разин Андрей Викторович, старший преподаватель Екатеринбургской духовной семинарии поделился воспоминаниями о приобщении к знаниям о Церкви через учебу в группе научного атеизма на философском факультете университета: «Что интересно, когда я поступил, была организована первая группа научного атеизма. До этого групп не было с такой специализацией. Была специализация по диамату, по истмату, по научному коммунизму первые три группы: 01, 02, 03. И профессор Пивоваров, который был развитым человеком по тому времени, ездил за границу и имел уже более просвещенные взгляды в сторону религии, так как тогда не было религиоведения, он для того, чтобы религиозную сторону раскрывать, чтобы эта тема была на философском факультете, пробил создание группы научного атеизма — четвертой. Я попал как раз в эту группу. И вот в этой группе научного атеизма были предметы, связанные с религиозной тематикой, в их числе был курс по Библии и так далее. Но мне, честно говоря, не очень эта группа понравилась как по предметам, так и по составу студентов. Хотя оголтелого научного атеизма там как раз и не было. То есть она была создана с обратной целью».
Протоиерей Василий Попов, благочинный Семилукского церковного округа Воронежской епархии, руководитель епархиального отдела образования и катехизации, преподаватель Воронежской духовной семинарии, рассказал о своем пути к вере, о годах учебы в Московской духовной академии и непростых трудах по возрождению духовного образования в Воронежской епархии. «Отец Кирилл проводил так называемые библейские часы с восьми до девяти. Собирались в келии желающие семинаристы, набиралось человек 20-30. Читали несколько глав из Библии, из Ветхого Завета. Справа и слева от отца Кирилла сидели два ученых монаха. Я как помню, это был архимандрит Исаия и архимандрит Захария. Тогда они еще не были архимандритами. Один, по-моему, был иеромонахом, а другой — иеродиаконом или просто монахом. И вот отец Кирилл читал, затем спрашивал: "Ну, отец Исаия, разъясни, о чем здесь идет речь". То, что не мог разъяснить отец Исаия, добавлял отец Захария или сам, естественно, отец Кирилл. После этих встреч отец Кирилл обычно каждому студенту давал какой-то гостинчик: либо какую-нибудь конфету, либо фрукт какой-то экзотический. Вот это тоже имело очень большое значение. Эти годы обучения в семинарии были особым временем каких-то духовных откровений, переживаний. Тогда казалось, что вся духовная жизнь и будет такой», — поделился отец Василий.
Протоиерей Игорь Агапов, проректор по учебной работе Тульской духовной семинарии, вспоминает о своем церковном детстве, о храмах и духовенстве Тульской епархии в советское время: «Накануне Пасхи власть вызывает отца Макария. Отец Макарий никого не боялся, он везде с посохом ходил в полном монашеском облачении, в клобуке приходил к власти. Пришел, и ему говорят: "Завтра Пасха, рынок работает, мы на рынке будем устраивать танцы, пляски. Скажите, чтобы люди в храм на Пасху не ходили", потому что была атеистическая пропаганда, борьба с верующими людьми, с религией, с отсталостью, об этом много написано в учебниках истории Церкви. А отец Макарий, знаете, удивительно ответил: "Вы же власть, вы пойдите и скажите, чтобы люди в храм не ходили". Власть говорит: "Нас не послушают". Ну правильно, кто будет слушать людей, которые будут уговаривать на Пасху вместо храма идти куда-то на танцы? Конечно, все пойдут в храм. Тем более люди сельские. И отец Макарий сказал: "Какая же вы власть, если вас народ не слушает? Значит, у вас нет авторитета". Развернулся и ушел. Представляете? Вот такие были случаи…»
Давыдова Светлана Ильинична, доцент Хабаровской духовной семинарии, поделилиась воспоминаниями о своих детских годах, проведенных в г. Красилове Хмельницкой области, и о сознательном приходе к вере через преподавание истории религий: «Из моего интервью очевидно, что если я 15 лет была заведующей кафедрой, где преподавали научный атеизм, то понятно, что я не могла в начале своего "пробуждения" бороться с этим. Мое "пробуждение" произошло по воле Божией, но я не могу сказать, что к этому привел какой-то случай или какие-то события в моей жизни. Это произошло как-то само собой, естественно. Вдруг я из убежденной атеистки, которая, можно сказать, крестики снимала со студентов, стала настолько убежденной христианкой, что это стало пугать моих близких и мое окружение. Таким образом, мой путь к Богу был уникальным».
Учебный комитет/Патриархия.ru