Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Тверской Амвросий выступил на дискуссионных площадках XXVIII Петербургского международного экономического форума

Митрополит Тверской Амвросий выступил на дискуссионных площадках XXVIII Петербургского международного экономического форума
Версия для печати
21 июня 2025 г. 14:54

По приглашению советника Президента Российской Федерации, ответственного секретаря организационного комитета форума А.А. Кобякова митрополит Тверской и Кашинский Амвросий принял участие в ПМЭФ-2025 и выступил на двух сессиях в рамках форума.

XXVIII Петербургский международный экономический форум в этом году посвящен теме ценностей в современном мире. Глава Тверской митрополии выступил спикером на двух дискуссионных площадках деловой программы форума.

18 июня, в рамках сессии «Задачи предпринимательства в сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей», митрополит Амвросий выступил с докладом. В своем выступлении архиерей подчеркнул высокое предназначение предпринимательской деятельности как формы служения ближним. «Бизнес, — отметил владыка Амвросий, — создает рабочие места, удовлетворяет насущные нужды людей, двигает прогресс. И все это является формами служения обществу. Такое служение, однако, сопряжено с ответственностью — перед сотрудниками, потребителями, будущими поколениями и, не в последнюю очередь, перед Богом». Иерарх напомнил евангельский призыв — «кто хочет быть первым, да будет всем слугой» — применим и в экономике, поскольку подлинное величие руководителя проявляется через заботу о благе других людей. Успех предприятия, отметил он, измеряется не только прибылью, но и тем благом, которое компания приносит обществу.

Развивая тему, митрополит Амвросий указал на необходимость опоры бизнеса на фундаментальные нравственные ценности, веками лежавшие в основе жизни российского народа. Владыка перечислил среди важнейших традиционных ценностей семью, честность, общинность, милосердие и труд. Архиерей назвал семью святыней и основой общества, призвав предпринимателей уважать семейные устои своих сотрудников, например, поддерживать баланс между работой и семейной жизнью, чтобы труд не разрушал семьи. Митрополит Амвросий подчеркнул, что честность — безусловный моральный императив и залог доверия в деловой среде; нечестный успех, достигнутый обманом, оборачивается внутренним поражением человека. Говоря об идеале общинности, архиерей привел пример дореволюционных фабрикантов, которые заботились о благополучии работников, строя для них жилье, больницы и училища, тем самым формируя в коллективах дух большой семьи и солидарности. Не менее важным названо было милосердие: традиция благотворительности, по словам докладчика, всегда прославляла российских купцов. Жертвуя часть прибыли на помощь бедным, на развитие храмов, школ и больниц, предприниматели участвуют в судьбах людей и способствуют росту доверия и благодарности в обществе. В заключение владыка напомнил о добродетели усердного труда, освященного примером Творца: уважение к труду каждого работника и неприятие лени лежат в основе здорового развития и экономики, и души народа. Таким образом, верность традиционным духовно-нравственным ценностям делает народ единым, сильным и духовно богатым, а экономический прогресс страны сопровождается духовным оздороволением общества.

В работе панельной дискуссии «Задачи предпринимательства в сохранении и укреплении традиционных российских духовнонравственных ценностей» также приняли участие председатель Комитета «Опоры России» по ценностноориентированному предпринимательству А.А. Гусаров, президент ГК «Новард» А.А. Илиопуло, вицепрезидент «Опоры России» В.А. Жукович, заместитель исполнительного директора организации Ж.А. Навроцкая, заместитель главы Всемирного русского народного собора С.В. Рудов, директор Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Н.А. Смирнова, директор Департамента специальных проектов ТПП РФ Ю.В. Шишкина, руководитель проектов Федерального агентства по делам молодежи Д.В. Литвин, а также модератор дискуссии — депутат Государственной Думы, профессор Н.П. Николаев.

Также митрополит Амвросий принял участие в публичной дискуссии «Вкус времени: 25 лет брендов, формирующих традиции», организованной на площадке форума в Росконгресс-клубе медиахолдингом «Русская медиагруппа». В своем выступлении на этом мероприятии архиерей предложил необычный взгляд на поднятую тему, охарактеризовав бренд как явление не только экономическое, но и духовное. «Бренд — это знак доверия… невидимая нить, связывающая производителя и общество», — отметил владыка Амвросий, поясняя, что под брендом подразумевается прежде всего носитель смысла и ценностей для людей, а не просто товарный знак или маркетинговый инструмент. Через бренды, по его словам, от поколения к поколению передаются определенные смыслы и традиции.

Делая богословский экскурс, митрополит Амвросий провел принципиальное различие между «иконой» и «идолом» в отношении брендов. Архиерей напомнил, что в христианстве икона есть образ, указывающий на высшую Истину, тогда как идол замыкается на себе и требует поклонения вместо Бога. По аналогии, бренд может быть подобен «иконе» — если служит неким высоким идеалам, ценностям, выходящим за рамки меркантильного (например, несет в себе идеи семейного уюта, здоровья, справедливости или творчества), или же превратиться в «идола» — когда культ бренда затмевает его изначальный смысл. В современном обществе нередки случаи превращения торговых марок в объекты массового поклонения: бренд-«идол» требует к себе фанатичной преданности, и тогда уже не бренд служит человеку, а человек начинает служить бренду, связывая с обладанием им свой статус и смысл жизни. Бренд-«икона» возвышает душу, честно выполняя свое предназначение и ведя людей к добру, единению поколений и доверию, тогда как бренд-«идол» в конечном счете порабощает человека ложными обещаниями, отвлекая от главного, и оставляет после себя лишь духовную пустоту. Владыка Амвросий подчеркнул, что подлинно традиционным можно назвать лишь тот бренд, которым люди искренне гордятся и хотят добровольно делиться с потомками — то есть передают, как ценное наследие, из поколения в поколение. Такой бренд становится частью культуры и народной памяти, тогда как простое длительное существование на рынке само по себе еще не делает марку по-настоящему традиционной.

В ходе дискуссии «Вкус времени: 25 лет брендов, формирующих традиции» архиерей выступил вместе с вицепрезидентом Ozon М.В. Заикиной, сооснователем Simple Group А.В. Корнеевым, владельцем отеля «Гельвеция» Ю.А. Теймурханлы, управляющим партнером SkyAlliance В.О. Туровцом, управляющим директором «Русской медиагруппы» Д.О. Медниковым и директором по развитию холдинга «Русская медиагруппа» Е.В. Касперович (модератор встречи).

В рамках рабочей поездки на ПМЭФ2025 митрополит Амвросий также присутствовал на мероприятиях, посвященных сотрудничеству Тверской области с деловыми партнерами форума, в том числе на церемониях подписания ряда соглашений о социальноэкономическом и культурном взаимодействии, которые от региона подписал губернатор области И.М. Руденя.

19 июня глава Тверской митрополии присутствовал на выступлении молодежного хора Исаакиевского собора в центральном фойе площадки Форума. Коллектив под управлением Ларисы Христич исполнил духовные и народные произведения.

Помимо участия в дискуссиях, митрополит Амвросий посетил на ПМЭФ-2025 и ряд других ключевых мероприятий: присутствовал на пленарных заседаниях и дискуссиях, посвященных наиболее актуальным вопросам форума — развитию демографии, сохранению исторической памяти, вопросам культуры и социальной справедливости.

Тверская митрополия/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В Казань принесены мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

На Петербургском экономическом форуме запущен обратный отсчет до старта Международных спортивных игр святого благоверного князя Александра Невского

В рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова «Против секуляризма»

В Махачкале прошла конференция, посвященная профилактике религиозной нетерпимости

На ПМЭФ-2025 прошла дискуссия «Инвестиции в справедливость как фактор стратегической эффективности»

Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии «Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций» в рамках Петербургского экономического форума

А.В. Щипков выступил на сессии «Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека» в рамках Петербургского международного экономического форума