Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Сретенском ставропигиальном монастыре прошел круглый стол «Сущность монашеского подвига в современных условиях»

В Сретенском ставропигиальном монастыре прошел круглый стол «Сущность монашеского подвига в современных условиях»
Версия для печати
24 мая 2025 г. 11:24

23 мая 2025 года наместники, игумены и игумении ставропигиальных монастырей и обителей Московской митрополии приняли участие в региональном круглом столе «Сущность монашеского подвига в современных условиях», состоявшемся в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Мероприятие было организовано Синодальным отделом по монастырям и монашеству по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Встреча прошла в очном формате с возможностью дистанционного подключения.

Участников круглого стола в актовом зале Сретенской духовной академии приветствовал председательствующий — епископ Видновский Тихон, наместник Екатерининского ставропигиального мужского монастыря. Президиум собрания составили епископ Можайский Иосиф, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, игумен Иоанн (Лудищев), наместник Сретенской обители.

Во время работы круглого стола было заслушано шесть докладов.

Сообщение на тему «Размышления об исторических аналогиях современного монашеского подвига» игумена Евмения (Лагутина), наместника Николо-Берлюковской пустыни Балашихинской епархии, включало в себя сравнение различных исторических периодов монастырской жизни и тех вызовов, с которыми сталкивалось монашеское сообщество, взаимодействуя с миром. Игумен Евмений напомнил, что несмотря на то, что основной целью для инока является стяжание Царства Небесного, подвиг монашества неразрывно связан со спасением других людей. На этом пути как раньше, так и теперь вызовы, исходящие от мира, неизбежны для иночества. Однако, рассмотрев некоторые проблемы монастырской жизни в исторической ретроспективе, наместник Николо-Бирлюковской пустыни обратил внимание на то обстоятельство, что к настоящему времени у монашеского сообщества накоплен богатый опыт борьбы с такого рода искушениями. Так, при исследовании военных конфликтов, которые на протяжении всей истории сопровождали Россию, игумен отметил, что монастыри неизменно оказывали не только духовную, но физическую, материальную помощь воинам, инвалидам, ветеранам сражений и их семьям. Традиции казачества, например, предписывали всякому воину пройти духовную реабилитацию, проживая в монастыре длительное время. Известны случаи, когда после завершения значимых сражений создавались так называемые обетные монастыри, насельниками которых становились увечные воины; строились женские обители для вдов и сирот погибших солдат. При этом важно и то, что Православие до 1918 года было государственной религией, и люди, которые обращались в монастыри за помощью, были православными христианами. Учитывая имеющийся опыт, монастыри и сегодня помогают пострадавшим в зоне военного конфликта людям, в то же время заботливо оберегая внутреннюю монастырскую жизнь от разорения. В завершение своего выступления игумен Евмений предположил, что между «иосифлянами» и «нестяжателями» нет внутреннего противоречия, так как практически во всех монастырях есть необходимые условия для представителей обеих сторон.

Со следующим докладом «Представления преподобного Никона Черногорца о монашестве в контексте святоотеческой традиции» выступил наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Дионисий (Шлёнов). В докладе была раскрыта личность преподобного Никона как учителя монашеской жизни. Этот ученый монах и подвижник, блестящий канонист и знаток святоотеческой традиции жил в XI веке, принадлежал к Антиохийской Церкви и, помимо своих канонических трудов, был известен как защитник соборной экклесиологии Православной Церкви. На Черной Горе, изобиловавшей монашескими поселениями, — северо-западнее Антиохии — он создал собственную монашескую общину, для которой написал особый устав. В силу большой строгости этот устав не был принят братией. Затем преподобный Никон пребывал в другом монастыре на Черной Горе — Богоматери Гранатового плода — для которого написал второй устав. Оба включены в главный труд преподобного «Тактикон» (иное название «Канонарь или Типикон») с добавлением 38 посланий игуменам обителей Черной Горы, — в то время по духовной высоте ее можно было сравнить со Святым Афоном.

«Тактикон» был издан профессором Кристианом Ханником в 2014 году в полном объеме греческого и славянского (древнеболгарского) текстов. На современный русский язык труд преподобного пока не переведен.

Литургика и канонические предписания неразрывны в этом тексте с аскетикой. Никон Черногорец выделяет в монашеской жизни три этапа: отречение, подчинение и истинное знание или рассудительность. Интересно, что подвижник предъявляет сходные высокие требования и к живущим в миру, но для монахов у него есть особая формула: иночество — это умерщвление для мира и распятая жизнь в сочетании с Богом, для чего требуется всемерное проявление послушания.

Игумен Дионисий (Шлёнов) отметил также, что Никон Черногорец поражает своим глубоким знанием святоотеческой традиции, в частности, многие положения его устава основываются на писаниях преподобного Иоанна Лествичника. Но при этом он детализирует, прописывает детали уставной жизни, усматривая в них духовный смысл. Это внимание к «уставному благочестию» важно и для современного монашества. «Тактикон» — очень глубокий документ, который может вдохновлять иноков на соблюдение и главного, и второстепенного в монашеской жизни.

В конце выступления игумен Дионисий упомянул также о трактовке Никоном Черногорцем понятий отчуждения, отречения и нестяжания. Для преподобного Никона это свойства первого этапа — то, каким должен быть монах при вступлении в монастырь. Нестяжание в этом случае понимается не просто как отказ от владения материальным, но как глобальный разрыв связей с миром. Эта внутренняя философия тоже необходима современным монахам. «Нам надо осмыслять, чтó мы совершаем, глубоко понимать принципы монашеского подвига», — сказал отец Дионисий. Такие труды, как «Тактикон» помогают не ограничиваться интуитивным чувствованием, но класть в основание своего монашества осознанные «формулы», выработанные опытом подвижничества на прочном фундаменте традиции.

Игумения Антония (Минина), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря, в сообщении «Путь внутреннего делания в современном монастыре. Практические аспекты» поделилась с участниками круглого стола советами духовника обители архимандрита Петра (Афанасьева; † 2016). Так о борьбе со страстями, которой авторы святоотеческих творений уделяют особое внимание как необходимой составляющей монашеского подвига, отец Петр говорил: «Не будет молитвы, если не бороться со страстями, не надо давать им места». Откровение помыслов духовно опытному наставнику святые отцы называют ключевым моментом в этой борьбе. Духовник приводил сестрам в пример митрополита Питирима (Нечаева). Владыка имел обыкновение вечером перед сном записывать все грехи и помыслы, которые особенно тревожили его в течение дня. Так же отец Петр советовал поступать и своим пасомым. А если случилось искушение помыслами, не откладывая до исповеди (что не отменяет необходимости совершения таинства), предлагал немедленно обращаться с молитвой к Богу и мысленно приносить покаяние. Далее в своем выступлении матушка сказала, что приходящие в монастырь из мира люди часто воспринимают монашеское послушание как обычную работу, забывая о том, насколько важно весь свой труд посвящать Богу и любое дело делать с непрестанной молитвой. Помогая сестрам в стяжании смиренномудрия, отец Петр старался не давать послушаний, связанных с приобретенными в миру навыками. Перегруженным лишними знаниями и ненужной информацией людям бывает сложно сразу переключиться на достижение главной цели монашеской жизни. Однако, если, живя в обители, не оставить влечения ко всему мирскому, невозможно будет справиться с помыслами и очистить от страстей сердце. Одним из главных искушений для современного монашества духовник Александро-Невской обители считал телефоны и не разрешал сестрам пользоваться ими.

Подводя итог сказанному, матушка привела слова схиигумении Олимпиады (Ивановой), последней перед закрытием обители настоятельницы, пережившей изгнание из монастыря и ссылку. За духовным советом к матушке Олимпиаде обращались многие люди. В одном из писем она говорила: «Ты не умеешь жить? Так учись! И не у кого-нибудь, а у Самого Господа нашего, Учителя и Подвигоположника! Он ведь Сам сказал: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и научитеся от Меня, яко кроток Есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам Вашим" (см. Мф. 11: 28-29)… Если будешь помнить Бога и Его ученье, то и не захочешь празднословить, злиться, осуждать или насмехаться над кем, а будешь себя помнить и свои недостатки, в молчании со смирением трудиться, и получишь прощение грехов».

С докладом «Граждане Небесного Иерусалима» выступила настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь игумения Фаина (Кулешова). Матушка Фаина с тревогой отметила, что, несмотря на строящиеся и восстанавливающиеся храмы и монастыри, в настоящее время как никогда увеличилась пропасть между верой, благочестием и миром. Множество людей живут в безверии, в духовной атмосфере, в чем-то даже более тяжелой, чем в советские годы. И на современном монашестве отложила отпечаток разорванность преемственности поколений. Однако неуместно было бы во всем идеализировать Церковь и монашество времен Российской империи, так как ошибки, повлекшие за собой долгий период богоборчества и изменение отношения к Церкви, накапливались давно. И замечательные примеры исполнения монастырями миссии нравственной лечебницы, к сожалению, не отменяли фактов существенного повреждения монашеской жизни.

Может ли сегодняшнее монашество помочь стать гражданином Небесного Иерусалима, достигнуть его и испытать в нем истинную Радость? Игумения Фаина считает, что это возможно при условии обучения и усердного приобретения навыков духовной жизни. Необходимо учиться послушанию, смирению, терпению скорбей и постоянству молитвенного труда. Если монах не стремится к внутренней жизни с Богом, к молитве, — его пребывание в монастыре становится бесплодным и бессмысленным. Сегодняшним монашествующим уже не нужно переносить лишения, которые сопровождали их предшественников в далеком и даже недавнем прошлом: бытовые условия за годы возрождения стали лучше, у монастырей есть немало помощников, готовых потрудиться физически, но это не означает, что теперь можно наслаждаться высокими духовными состояниями: борьба с собственными страстями при внешнем улучшении жизни порой становится только тяжелее. Соблазну расслабления, уныния подвергаются не только новоначальные, но и, казалось бы, опытные иноки. Монаху в таком состоянии, конечно, нужна духовная помощь, совет наставника, но если сам человек не будет стремиться к внутреннему развитию, думать, размышлять, то наличие даже выдающегося духовника его не спасет.

Завершая свое выступление, матушка Фаина напомнила имена новомучениц Зосимовской пустыни игумении Афанасии (Лепешкиной), инокини Магдалины (Забелиной), послушниц Евдокии (Бучиневой), Марии (Портновой), которые, искренне стремясь к христианскому совершенству, черпали в этом мужество и смогли до конца сохранить верность Христу.

Игумен Иоанн (Лудищев) посвятил свое выступление теме «Монашеская жизнь в современном городском монастыре на примере Сретенской обители». «Наша Церковь знает много форм монашеского подвига, — такими словами начал наместник Сретенского монастыря свой доклад, посвященный монашескому подвигу в современных условиях. — И даже в самом чинопоследовании пострига говорится, что Господь Своим вочеловечением показал нам "различные пути спасения"». Далее игумен Иоанн привел изречение святителя Феофана Затворника, обращенное к братии одного из городских монастырей, в котором святитель обращает внимание на тот факт, что близость к миру ставит иночествующих в положение тех, «к коим близко искушение». Однако именно постоянное напоминание об опасности должно, по мысли святителя Феофана, подвигнуть насельников городского монастыря сделаться опытными и тем самым предотвратить ее.

Устав Сретенского монастыря формировался на протяжении 30 лет и в своей главной части создавался митрополитом Симферопольским и Крымским Тихоном на основе уставов Успенского Псково-Печерского монастыря и Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Обитель находится в самом центре Москвы, с первых дней своего существования она стала местом притяжения множества людей, одновременно формируясь как большой приход. На Пасху в монастыре причащается около 2000 человек, в воскресные и праздничные дни — около 900. В связи с этим насельники монастыря среди своих обязанностей видят духовное окормление прихожан, одновременно стремясь сохранить стержень монашеской жизни.

Богослужение наместник Сретенского монастыря обозначил как основу жизни обители. В монастыре еженедельно совершаются братские Литургии. Насельники причащаются 3-4 раза в неделю. В среду на вечернем богослужении вся братия исповедуется монастырскому духовнику. По словам игумена Иоанна, очень важно, чтобы насельники воспринимали монастырь как свой дом и чувствовали за него личную ответственность. Одним из способов достижения этой цели является проведение общих духовных соборов, в которых принимают участие не только старшая братия и должностные лица, но и все члены монашеской общины, включая послушников обители. На таких собраниях рассматриваются прошения о зачислении в братию, постригах и хиротониях. Руководители монастырских подразделений рассказывают о том, какие вопросы требуют решения в настоящее время.

Наместник и старшая братия со вниманием относятся к нуждам всех насельников обители. В монастыре расположена Сретенская духовная академия, забота о ней также лежит на братии.

Что касается общения с мирянами, то в Духовно-просветительском центре, расположенном на территории обители, проходят встречи, посвященные изучению Священного Писания, церковнославянского языка. С начала специальной военной операции насельники Сретенского монастыря регулярно выезжают в зону СВО. Также обитель осуществляет попечение о семьях участников конфликта. Этот проект реализует Фонд поддержки и развития военной культуры и отдыха. В монастырь приезжают большие паломнические группы (около 200 человек), состоящие из членов семей военных. Для них проводятся экскурсии, концерты хора, трапезы.

Игумен Иоанн (Лудищев) с братией, следуя святоотеческой традиции, полагают, что «обитель близ мира есть свет мира, …светильник», которому, по слову святителя Феофана, Затворника Вышенского, следует находиться на свещнице.

Завершила выступления участников круглого стола игумения Магдалина (Чекулаева), настоятельница Никитского женского монастыря г. Каширы (Коломенская епархия), докладом «Монах должен любить своих родных как сторонний». Исходной точкой размышлений на эту тему стало для матушки Магдалины утверждение, что христианское монашество изначально ставило перед собой задачу подражания Христу и максимального воплощения идеалов Евангелия в жизнь. Предельную ясность в предпочтения монаха внес Сам Спаситель, сказав: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37). Речь здесь идет не о запрете любви, а о выстраивании правильной иерархии в сердце: по-настоящему любить и почитать близких мы можем только в Господе и с Господом, только это создает гармонию в отношениях. Монах — прежде всего духовный воин, решимость которого и настрой на борьбу во многом зависят от сознательной «духовной расчетливости», то есть отречения от всего, что могло бы привлечь его в прошлом и заставить повернуть вспять.

Эта проблема стояла и перед древними подвижниками, во свидетельство чему матушка Магдалина привела известный рассказ из жития аввы Пимена о том, как он с братом отказали в свидании матери, утешив ее напоминанием о воссоединении с ними в Царстве Небесном. В то же время поучительный пример послушания преподобного Сергия Радонежского показывает, что иногда приходится повиноваться родителям и повременить с монашеством, если жизнь требует сначала упокоить их старость.

Отвергнуться отца и матери, всех родных и вступить в духовную семью — это испытание, которое первоначальному иноку нужно глубоко осмыслить заранее. Понять, что он, будучи свободной личностью, добровольно отдает себя в волю Божию и в послушание игумену и братии. Только в этом случае возможно созидание духовного единства в монашеской общине.

В верующем обществе, будь то Византия или Древняя Русь, уход в монастырь детей или родственников по большей части (хотя тоже не всегда) встречался с пониманием. Атеистический советский период многое исказил в психологии восприятия монашества. В годы начавшегося возрождения обителям приходилось чаще нести катехизаторское и миссионерское служение, быть более открытыми, что, с одной стороны, нарушало правило всецелого оставления семьи, но, с другой, — навещая своих детей, общаясь с ними, представители старшего поколения сами нередко приходили к Богу и даже принимали постриг.

В настоящее время, сказала игумения Магдалина, ввиду человеческой немощи, по благословению игумена допускается посещение родственников в монастыре. Желательно видеть в этом акт не только милосердия, но и миссионерства, вовлекая мирских людей в жизнь Церкви, показывая духовную красоту иноческого служения. Если делать это с любовью, то, поделилась своим опытом матушка, даже далекие от Церкви родители, видя мирное и радостное устроение своих детей, постепенно проникаются смыслом пребывания в монашестве и сами начинают меняться.

Возглавлявший президиум епископ Видновский Тихон поблагодарил всех докладчиков за выступления. В ходе круглого стола владыка сам живо откликался на мысли, высказанные в докладах, задавал вопросы и приветствовал вопросы от слушателей. Аудитория реагировала заинтересованно, докладчиков просили уточнить отдельные высказывания, привести примеры из сегодняшней жизни их обителей.

Епископ Тихон, чье послушание включает руководство рабочей группой по сбору материалов о новомучениках и подвижниках благочестия, почитаемых в монастырях, сделал также объявление о том, что подписан в печать первый том месяцеслова (с января по июнь), куда включены жития, жизнеописания и другие материалы обо всех почитаемых в ставропигиальных монастырях в настоящее время исповедниках веры и пострадавших за Христа в годы гонений. Владыка предложил руководителям монастырей заблаговременно отправить заявки на получение книги (тираж 1000 экземпляров). Для завершения работы над вторым томом необходимо выяснить оставшиеся вопросы с ответственными за сбор сведений о новомучениках, о чем архиерей и информировал присутствующих.

По итогам работы круглого стола его участники единодушно выразили благодарность Святейшему Патриарху за благословение на братское собрание и возможность совместного обсуждения насущных вопросов монашеской жизни.

В мероприятии приняли участие 60 человек: четыре архиерея, 12 игуменов, 19 игумений, 25 насельников и насельниц монастырей.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Другие новости

В Риме совершен молебен у мощей равноапостольного Кирилла

При участии представителей Церкви в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная Всероссийской неделе семьи

На портале «Память Церкви» опубликованы воспоминания архиепископа Филарета (Карагодина)

В день памяти святителя Николая Чудотворца митрополит Волоколамский Антоний возглавил Литургию в Бари

Председатель Издательского Совета и многодетные супруги московских клириков удостоены государственных наград

Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности провел в Шуе семинар по церковной помощи наркозависимым

Добровольцы Русской Православной Церкви начали восстанавливать частные дома в Волновахе

Состоялось рабочее совещание Синодальной богослужебной комиссии

Представители Церкви приняли участие в международной межрелигиозной конференции