Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: Без противоречий в определении

В.Р. Легойда: Без противоречий в определении
Версия для печати
19 января 2017 г. 15:09

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в статье в издании «Известия» комментирует аргументы противников передачи верующим Исаакиевского собора.

«Церковь! Знай свое место!» — плакат с такой надписью принесли на площадь перед Исаакиевским собором Санкт-Петербурга противники его передачи в пользование Русской Православной Церкви.

Лозунг, конечно, не новый. Удивляет другое. Ранее подобное требование означало: не выходите за церковную ограду («ваше дело — кадилом махать»), занимайтесь исключительно внутрицерковной жизнью, не вмешивайтесь в дела общества. А теперь что же получается: храм, точнее, собор — тоже не место для Церкви? Церковь не есть храм? Но это уже, как говорится, contradictio in adjecto (лат. — противоречие в определении).

Странная, согласитесь, коллизия. По мнению одних, место Церкви — строго внутри ограды храма. По требованию других (или тех же самых?) храм — не место для Церкви. По крайней мере не всякий. Невольно начнешь задумываться об антиклерикализме или, проще и точнее, о борьбе с Церковью. А если все же не спешить с борьбой, даже в городе трех революций, но спокойно, без лишних эмоций разобраться с тем, что происходит в ситуации с Исаакиевским собором? Вдруг тогда и бороться не надо будет?

Итак, первое. Художественное и архитектурное чудо, созданное Монферраном, замысливалось и строилось именно как место для молитвы, о чем лишний раз свидетельствует надпись на фронтоне Исаакия: «Храм Мой храм молитвы наречется».

В связи с дискуссией о передаче Исаакиевского собора журналисты неоднократно задавали мне вопрос, заканчивая который они, вольно или невольно, неизбежно смущались. Потому как звучал он примерно так: «А это уместно, что храм… передают Церкви?» Конечно. Неуместно скорее обратное.

Второе. Передача Исаакиевского собора в пользование Церкви не означает, простите за юридический канцелярит, смену собственника. С вопросом собственности это, кстати, вообще напрямую не связано. Ведь храм остается в собственности города. И до революции, как уже неоднократно успели отметить, собор принадлежал государству. Но это был именно храм, а не музей. Справедливости ради здесь стоит заметить вот еще что. Во-первых, Церковь до событий 1917 года не была отделена от государства, а Ведомство православного вероисповедания, то есть Святейший Правительствующий Синод, было фактически одним из государственных министерств. Во-вторых, в конце XIX века кафедральный Исаакиевский собор, равно, кстати, как и кафедральный Храм Христа Спасителя, проходили по двум ведомствам: «в хозяйственном отношении» они были подчинены Ведомству православного вероисповедания, а «в техническо-художественном» — Министерству внутренних дел (такое предложение Особого совещания утвердил в 1883 году император Александр III). Как уже кто-то успел заметить, очень похоже на предлагаемую и сейчас форму сотрудничества: город передает храм в пользование Церкви, оставаясь собственником.

Третье. Очень важное и принципиальное — музейная деятельность. В Русской Православной Церкви с огромным уважением и благодарностью относятся к благородному труду музейных работников и не только не планируют сворачивать музейную, просветительскую и образовательную деятельность, но всячески хотели бы ее расширить и приумножить. И очень рассчитывают в этом на действующих сотрудников музея, с которыми охотно продолжат работать.

В этой связи также звучат опасения, что поток туристов поредеет, потому что их встреча с шедевром мировой архитектуры будет ограничена религиозными установлениями. Такую тревогу можно понять, но с ней сложно согласиться. Троице-Сергиева лавра, Соловецкий, московский Новодевичий и другие монастыри Русской Православной Церкви, где соседствуют богослужебная и музейная деятельность, — примеры того, что Церковь и музейное сообщество прекрасно находят общий язык не только в деле сохранения религиозных памятников, но и в вопросе их доступности для туристов. Об этом же говорит и мировой опыт. Один из самых ярких примеров —— соборы Ватикана. А еще, безусловно, количество прихожан и экскурсантов возрастет потому, что плата за вход будет отменена.

Четвертое. Содержание Исаакиевского собора в надлежащем виде и состоянии, разумеется, непростая задача. Для тех, кто сомневается, что верующие люди будут менее трепетно, чем музейщики, относиться к собору, который является не только архитектурным шедевром, но и святыней, замечу, что у Церкви просто нет иного выбора, кроме как отвечать за сохранность и реставрацию собора перед контролирующими органами государства, а также перед инспекциями ЮНЕСКО.

Пятое. Если музейная работа продолжится в том же или даже в большем объеме, то что же изменится? Думаю, что туристы особых изменений не заметят. Скорее их почувствуют прихожане. Храм — место не только для молитвы, это обширное поле для социальной и благотворительной деятельности, миссионерского служения. Иными словами, если раньше были богослужения при музее, то теперь будет музейная деятельность при храме.

Если же вернуться к теме места Церкви, то за две тысячи лет существования оно не раз менялось: от катакомб Рима до соборов Средневековья, от ансамблей монастырей до окруженных колючей проволокой стен ГУЛАГа. Неизменным оставалось одно, главное место Церкви в нашей жизни — человеческое сердце.

«Известия»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Русском доме в Бейруте показали фильм о гонениях на Украинскую Православную Церковь «Люди Христовы. Наше время»

В рамках Рождественских чтениях прошел круглый стол, посвященный проблеме распространения нецензурной лексики в обществе

В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений прошел круглый стол «Русское слово в Новороссии: прошлое, настоящее, будущее»

На пленарном заседании Всемирного русского народного собора представили новую книгу Святейшего Патриарха Кирилла «Настоящее и будущее Русского мира»

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ вручил Ю.П. Вяземскому орден благоверного князя Даниила Московского

Представители Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ приняли участие в круглом столе «Новые религиозные движения в общественной жизни современной России»

Завершила свою работу Первая международная научная конференция «Если перед нами встанет истина…», посвященная диалогу об истине в науке, искусстве и религии

В Москве состоялась конференция «Межкультурное взаимодействие как фактор сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей»

Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: Духовенству нужно чаще посещать места, где особая концентрация боли [Интервью]

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами посетил открытие выставки «Память сильнее времени» в Музее Победы в Москве

Состоялся III Патриарший международный фестиваль спортивных единоборств и боевых искусств «Кубок равноапостольного Николая Японского»

В Саратовской духовной семинарии прошла международная конференция, посвященная памяти архиепископа Александра (Тимофеева)

Могут ли быть перепрофилированы храмы, которые стали предметом долгосрочного договора аренды? Комментарий Правового управления [Документы]

В португальском Портимао освящен храм святого Даниила Жиронского

Монастырю преподобного Иова Почаевского Германской епархии Русской Зарубежной Церкви передали ключи от замка Зайфридсберг

Симбирской епархии возвращено историческое здание духовного училища

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами посетил открытие выставки «Память сильнее времени» в Музее Победы в Москве

Вышел в свет альбом, посвященный 95-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

В Государственном историческом музее прошла церемония гашения почтового блока, посвященного 500-летию Новодевичьего монастыря Москвы

Патриарший совет по культуре провел совещание епархиальных древлехранителей, архитекторов и представителей епархиальных отделов культуры

Другие статьи

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 2-18 февраля

Патриаршая гуманитарная миссия передала в зону конфликта более 3,9 тонн гуманитарного груза. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 января — 12 февраля 2025 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 19 января — 1 февраля

Выступление заместителя председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерея Димитрия Василенкова на XIII Рождественских Парламентских встречах

В церковном штабе помощи беженцам в Москве приняли свыше 67 000 обращений с марта 2022 года. Информационная сводка о помощи беженцам (за 16-27 января 2025 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 31 декабря — 18 января

При поддержке Патриаршей гуманитарной миссии в Кураховский район Донбасса доставили 7 тонн гуманитарного груза. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 декабря 2024 года — 15 января 2025 года)

Контакты Московского Патриархата с региональными христианскими объединениями и международными молодежными христианскими организациями в годы председательства в Отделе внешних церковных сношений митрополита Никодима (Ротова)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 18–30 декабря

Итоги социального служения Церкви в 2024 году