Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В ближайшие годы Туринская Плащаница выставляться не будет

В ближайшие годы Туринская Плащаница выставляться не будет
Версия для печати
5 декабря 2007 г. 13:43

Одна из самых чтимых реликвий христианского мира — знаменитая Туринская Плащаница (льняной саван, которым, по преданию, было обернуто Тело Иисуса Христа после распятия) — в ближайшие годы не будет выставляться.

Архиепископ Турина кардинал Северино Полетто опроверг распространенные некоторыми органами итальянской печати сообщения о предполагаемой публичной экспозиции Плащаницы в конце этого десятилетия.

«Это выдумка прессы», — сказал кардинал, имея в виду публикации в туринской газете «Стампа», в которой сообщалось, что в 2009 году Плащаницу покажут верующим, и в римской газете «Репубблика», где речь шла уже о 2010 годе.

Последний раз Плащаница была выставлена для всеобщего обозрения и поклонения в 2000 году, в честь 2000-летия Рождества Христова.

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году Плащаница хранилась там в храме Святой Софии. Архиепископ Антоний Новгородский, например, видел ее во время паломничества в 1200 году. «Утраченная» в Константинополе Плащаница была «обретена» во Франции в 1353 году, а в 1452 ее выкупил Людовик Савойский и хранил в городе Шамбери. После переноса столицы Пьемонтского королевства в Турин в 1578 году, Плащаница хранится в специальном ковчеге в местном соборе Иоанна Крестителя. Последний король Савойской династии Умберто II, умерший в Швейцарии в 1983 году, перед своей кончиной передал права на собственность реликвии Святому Престолу.

Научное исследование реликвии началось в 1898 году, когда на выставке христианского искусства в Париже итальянский археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал лик на Туринской Плащанице (она была представлена в качестве плохо сохранившегося творения раннехристианских художников). Пиа обнаружил, что изображение на ткани представляет собой негатив. Это открытие позволило разглядеть не только в лице, но и в фигуре такие детали, которые раньше увидеть было невозможно. Подтвердилось, что изображенный на Плащанице человек был распят и что перед казнью он подвергся жестокому избиению. Ученые обнаружили, что на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; а сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале первого тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Христа (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье и др.). Возникла целая наука — синдология (от греческого «синдон» — плащаница).

Версия о том, что Плащаница — творение художника, была отвергнута. Никакие ученые в средние века не смогли бы сделать рисунка в форме негатива. Исследовавшие Плащаницу медики тоже решительно отвергли все версии о ней как о деле рук художника. Они утверждали, что лицо и тело на Плащанице не только анатомически идеально точны — в них обнаруживаются признаки окоченения, наступившего в распятом состоянии, а по характеру подтеков крови у ран можно установить, что тело вздрагивало от боли и предсмертных конвульсий.

В 1988 году для радиоуглеродного анализа были взяты образцы ткани. Три независимые лаборатории — в США, Англии и Швейцарии — выдали схожие данные: возраст Туринской Плащаницы составляет всего 600-730 лет! Однако эти результаты, однако, опровергались тем, что на Плащанице распятый совершенно обнажен, что соответствует римским обычаям; руки пробиты в запястьях, что опять-таки соответствует исторической правде — ладони не выдержали бы тяжести тела. В изображении на Плащанице открылись такие исторические подробности, о которых в XIII в. знать просто не могли. Так, анатомы утверждают, что тело распятого было исполосовано римским бичом с шипами — в XIII веке такой бич был неизвестен. Все сходится на первом веке христианской эры.

Что же касается радиоуглеродной хронометрии, то ученые считают, что на ее результаты повлияла позднейшая реставрация Плащаницы. Группа исследователей российского Института криминалистики выяснила, почему радиоуглеродный анализ волокон, сделанный в лабораториях Аризоны, Цюриха и Оксфорда, «омолодил» ткань на целых тысячу триста лет. Причина ошибки датировки — следы растительного масла, которым еще в средние века реставрировали Плащаницу после пожара. Эти привнесенные в ткань извне органические вещества более позднего происхождения и «омолодили» ее, серьезно повлияв на результаты исследования.

Пожарам Плащаница подвергалась множество раз. Летом 1997 года помещение, где она хранилась, выгорело полностью. Однако пожарному удалось обычной кувалдой разбить пуленепробиваемое стекло.

ИТАР-ТАСС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялась встреча председателя ОВЦС с католическим архиепископом Бари-Битонто Джузеппе Сатриано

Представители ОВЦС приняли участие в торжествах по случаю 25-летия повторного освящения кафедрального римско-католического собора Москвы

Патриарший экзарх Западной Европы присутствовал на церемонии открытия собора Парижской Богоматери

Председатель ОВЦС встретился с председателем Конференции католических епископов Италии

В Новосибирске прошла презентация уникального издания Псалтири Ивана Федорова

На сайте проекта Троице-Сергиевой лавры по оцифровке церковных фондов опубликованы документы фонда Спасо-Преображенского собора г. Рыбинска

В Патриаршем дворце Московского Кремля состоялась XXIV научная конференция «Церковные древности»

Выставка церковных раритетов открылась в Киево-Печерской лавре

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В Скадовской епархии прошли просветительские встречи, организованные Издательским Советом

В Москве состоится круглый стол «Патриарх Тихон на переломе двух эпох»

В Издательском Совете обсудили актуальные проблемы литературы для юношества

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами посетил открытие выставки «Память сильнее времени» в Музее Победы в Москве

Состоялся III Патриарший международный фестиваль спортивных единоборств и боевых искусств «Кубок равноапостольного Николая Японского»

Синодальный отдел по благотворительности проведет курс для приходских социальных работников

Издательский Совет организовал просветительские встречи в учебных заведениях Запорожской области

Генеральный директор телеканала «Спас» Борис Корчевников представил в Минске художественно-документальный фильм «Мамино письмо»

С торжественного акта в Национальной библиотеке Беларуси началась серия мероприятий по случаю Дня православной книги

Церковная больница святителя Алексия открыла учебный центр в Донецке