В Русской Православной Церкви выразили несогласие с оценкой архиепископа Вены, кардинала Кристофа Шёнборна степени богословских противоречий между Православной и Католической Церквями.
Иерарх Католической Церкви в интервью газете «Труд», опубликованном в четверг, заявил, что из прошедших за последние десятилетия многочисленных теологических бесед между богословами обеих Церквей стало ясно, что «Православная и Католическая Церкви пришли к общему мнению почти по всем богословским проблемам». При этом он добавил, что самое важное, в чем расходятся обе Церкви, это вопрос о примате папы.
«Это мнение распространено среди большинства представителей католической иерархии. Мы бы назвали его слишком триумфалистским», — заявил «Интерфаксу» глава секретариата Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов, комментируя высказывание кардинала.
Он отметил, что прерогатива давать заключение относительно богословских различий между православными и католиками принадлежит смешанной международной богословской комиссии по диалогу между двумя Церквями, которая действует с конца 1970-х — начала 1980-х годов.
«Ее деятельность свидетельствует о том, что нам есть что обсуждать. Этот вопрос не надо упрощать. Различия есть, и они сформировались за более чем тысячу лет нашего раздельного существования», — подчеркнул священник.
Он указал на то, что, в отличие от общего мнения представителей Католической Церкви о том, будто у православных и католиков практически нет теологических различий, «почти все православные богословы, причем не только в России, но и в Греции и других странах, сходятся во мнении, что различия есть».
По словам отца Игоря, в первую очередь речь идет о филиокве — утверждении католиков о том, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Второе — это догмат католицизма о непорочном зачатии Божией Матери.
«Для православного сознания эти догматы неприемлемы, не говоря уже о вопросе относительно примата папы Римского», — сказал священник.
Кроме того, продолжил он, многое неприемлемо для православных и в сфере аскетической практики католиков, в частности, стигматы (покраснения кожи, кровоподтеки или язвы, появляющиеся на теле некоторых верующих людей в тех местах, где у распятого Христа были раны от тернового венца и гвоздей), которые рассматриваются Католической Церковью как чудо.
«Вообще монашеская аскеза, которая играет большую роль в Православной Церкви, сильно разнится с Католической», — отметил отец Игорь.